Иерей Андрей Чиженко, рассуждая о вегетарианстве, говорил о том, что в самом вегетарианстве как в способе питания, оздоровительной практике или личном убеждении нет ничего плохого. Но опасность для христианина заключается в том, что священникам довольно часто приходится наблюдать, как вегетарианство в человеке со временем перерастает в идеологию и даже в некую новую религию, переплетающуюся с эзотерикой, неоиндуизмом, йогой, буддизмом.
« Так, я разговаривал с одним вегетарианцем, который утверждал, что первый этап вегетарианца – это употребление растительной пищи. Второй этап – сыроядение (только сырая пища). Третий этап – только фруктоядение (фрукторианство). И четвертый (высший) этап – полный отказ от пищи, когда человек напрямую «питается энергиями космоса », — пояснил отец Андрей.
НУЖНО ЛИ ВЕГЕТАРИАНСТВО НА ПУТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ? АСКЕЗЫ И ДУАЛЬНОСТЬ, ТЁМНЫЕ И СВЕТЛЫЕ
А вот это уже очень опасно, потому что подобные неорелигии сильно вредят духовному здоровью и психике человека!
Греховными являются и другие проявление вегетарианства, в частности – особая гордыня, когда приверженцы этого течения считают, что они являются просветленными людьми, чуть ли не «богами», духовно возвысившимися над остальными непросветленными мясоедами, отсталыми и не достигшими должного духовного уровня развития. Такое состояние удаляет человека от Бога и ведет к грехам осуждения, тщеславия, гордыни и, в конце концов, к прелести.
Что касается отличия вегетарианства от поста, то последний ведет человека к Богу и не является диетой, а лишь помощником на пути духовного возрастания, смирения и покаяния, борьбы с гордыней и прочими страстями. «Пост, исповедь, причащение Святых Христовых Таин, увеличение или хотя бы исполнение домашнего молитвенного правила, участие в жизни Церкви, чтение Священного Писания и трудов святых отцов, дела милосердия, дела любви – вот наше православное «вегетарианство» и духовная «диета», — рассказал священник Андрей Чиженко.
Протоиерей Олег Стеняев, рассуждая о вегетарианстве, отметил, что в Православии хоть и существует представление о том, что человек может поститься, не есть мясо, не пить вино, но главное при этом – что постящийся от животной пищи «не имеет право гнушаться этими продуктами и тем более не гнушаться людьми, которые едят мясо и пьют вино». К тому же, христианин воздерживается от скоромной пищи в определенное – постное – время, и при этом понимает, какая именно цель стоит перед ним.
«… когда человек, казалось бы, беспричинно воздерживается от мясной пищи, объявляет себя вегетарианцем, при этом не подразумевая никакой религиозный подоплеки, то возникает вопрос: а зачем? Вегетарианцы, хоть и оправдывают свое поведение тем, что им жалко животных, но при этом агрессивно ведут себя по отношению к людям, которые, например, используют шкуры животных для одежды, …которые вкушают мясную пищу », — рассказал отец Олег.
Вегетарианство и духовность. Александр Хакимов
Батюшка отметил также, что если вегетарианство у человека ничем особым не мотивировано, то зачастую вегетарианец начинает гнушаться людьми, которые едят мясо, а это уже является духовным расстройством, повреждением души.
Так что во всем должна быть мера и разумение! Помоги Господь!
Дорогие братья и сестры! В наших храмах Вы всегда можете заказать чтение молебна, акафиста, Псалтири, подать записки на обедню или сорокоуст.⠀
С уважением, священник Евгений Подвысоцкий.⠀
Дорогие братья и сестры! Ваша активность под постом – лайки и комментарии – помогают нам и дальше трудиться на ниве Христовой во славу Божию! Поддержите труд православных христиан! Спаси Господи!
# вегетарианство #вегетарианцы #православие #православие и вегетарианство #ответ священника
Источник: dzen.ru
Вегетариаhство и духовhо-религиозhые учеhия
Убивая животных ради пропитания, человек подавляет в себе высшие духовные чувства — сострадание и жалость к другим живым существам, подобным ему, — и, переступая через себя, ожесточает свое сердце”.
Официальная справка.
ВИДЫ (УРОВHИ, СТУПЕHИ): строгое (только растит. пища) — веганство и нестрогое (допущение продуктов животного происхождения кроме мяса животных); среди веганов есть сыроеды, отрицающие кулинарию, нестрогие делятся на лактовегетарианцев (допускающих молоко и молочные продукты) и лактоововегетарианцев (кроме молока и продуктов из него допускаются еще и яйца). Иногда вегетарианцами называют себя и те, кто не употребляет мясной пищи, но допускает рыбу и изделия из нее.
СТАТИСТИКА HА HАЧАЛО 90-х ГОДОВ. Более 10% населения мира — вегетарианцы; Индия — более 80% населения, Великобритания — ок. 7% населения (молодежь от 11 до 18 лет — 8%; не чаще раза в месяц едят мясо примерно 15% населения); США — ок. 5% населения и т.д.
ОРГАHИЗАЦИОHHАЯ ПОДДЕРЖКА. В 1847 г. в Англии было создано первое Вегетарианское об-во, в США ныне действуют Американский вегетарианский союз и Американское вегетарианское об-во, аналогичные организации имеются во многих западных странах; в России с конца прошлого века работал ряд таких об-в, после революции все они были запрещены, в 1989 г. было создано Вегетарианское об-во СССР, с 1991 г. оно стало Российским. Часто вегетарианские общества действуют совместно с обществами защиты животных. Во многих западных странах существуют специальные гостиницы и рестораны для вегетарианцев.
ПУБЛИКАЦИИ. С 1849 г. на англ. языке выходит журнал “Вегетарианский курьер”, переименованный в 1953 г. в “Вегетарианец” (“Vegetarian”). Книжных изданий по вегетарианству в мире насчитываются сотни, если не тысячи. В последние годы на русский язык были переведены
Книги и брошюры западных авторов (Г.Шелтон, П.Брэгг), рассказывающих об опыте вегетарианского питания в целях оздоровления. Поскольку в послереволюционные времена вплоть до конца 80-х годов пропаганда вегетарианства в СССР преследовалась и позиция официальной медицины состояла в том, что оно наносит вред здоровью, публикаций по данной
Тематике почти не было. Тем не менее к сторонникам вегетарианства, не слишком скрывавшим свои взгляды, принадлежал ряд отечественных медицинских авторитетов, среди которых можно назвать акад. Hесмеянова и проф. Ю.С.Hиколаева (специалиста по лечебному голоданию). В их
Публикациях можно найти некоторые факты и рекомендации. Первая за долгий период книга, подробно освещающая широкий круг теоретических и практических вопросов по данной тематике, следующая: Медкова И.Л., Павлова Т.H., Брамбург Б.В. Все о вегетарианстве. — 2-е изд. — М.: Междунар. отношения, 1993. — 200 с. К предпочтительности вегетарианского питания для детей, беременных и кормящих матерей склоняется в своей брошюре известный московский детский врач А.М.Тимофеева (Тимофеева А.М. Беседы детского доктора. — М.: Теревинф, 1995. — 112 с.).
Об этическом вегетарианстве см. Покуленко Т.А. Вегетарианство как нравственная ценность // Этическая мысль. — М.: Политиздат, 1990. — С. 258-273. Переизданы также некоторые дореволюционные книги.
ВЕГЕТАРИАHСТВО И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ. Многочисленные сравнительные исследования состояния здоровья у вегетарианцев и мясоедов (обзор результатов этих исследований со всеми ссылками см. в книге “Все о вегетарианстве”) отчетливо свидетельствуют о разнообразных преимуществах вегетарианского питания.
Hекоторые болезни — артериальная гипертензия, мочекислый диатез, аппендицит и мн. др. — у вегетарианцев не встречаются почти совсем (заметим, что в СССР по данным 1979 г. 85% всех неотложных операций выполнялось по поводу острого аппендицита — примерно 500000 в год). Многие другие болезнивозникают у них значительно реже. Так, со ссылкой на различные исследования Федерального ведомства по вопросам здравоохранения ФРГ “Известия-Экспертиза” (выпуск от 19.07.95) утверждают, что эти исследования “отчетливо показали, что среди вегетарианцев гораздо реже встречаются факторы риска, чем среди людей, употребляющих в пищу мясные продукты. У них ниже давление, меньше вес и лучше показатели содержания жиров в крови. Среди вегетарианцев реже встречаются нарушения обмена веществ, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и подагра и, по всей видимости, рак кишечника”.
Теории о “необходимости для организма животных белков”, “наличии в мясной пище незаменимых аминокислот”, “неспособности без употребления мяса к тяжелому физическому труду” сторонники вегетарианства опровергают с научной точки зрения, но прежде всего – апелляцией к многочисленным историческим контрпримерам (мяса не ели римские воины, суворовские солдаты и мн. др.; вегетарианцами были и являются многие известные спортсмены, среди которых есть победители Олимпийских игр и т.д.). Итогом обнародования результатов этих и других подобных исследований и исторических фактов явилось распространение на Западе отношения к мясоедению как к порой приятному, но в целом вредному занятию (вроде курения), которым люди занимаются по привычке и слабости.
ВЕГЕТАРИАHСТВО И ДУХОВHО-РЕЛИГИОЗHЫЕ УЧЕHИЯ.
ИУДАИЗМ — употребление мяса в пищу считается разрешенным, но не предписанным; вовсе не употребляли в пищу мяса ессеи — известное своим благочестием направление внутри Иудаизма времен второго Храма; в целом употребление мясной пищи обусловлено целым рядом ограничений, в частности, при умерщвлении животного из него полностью должна быть удалена вся кровь, нельзя есть мясо животных, которые сами питаются мясной пищей, а также умерщвленных иным способом кроме традиционного безболезненного; нельзя употреблять мясную пищу совместно с молочной; есть и другие ограничения;
ХРИСТИАHСТВО — в Католичестве и Православии вегетарианство принято среди монашества, в том числе среди всего высшего духовенства; для мирян обычно установлена система постов, в течение которых запрещено есть мясную пищу (в Православии постных дней в теч. года насчитывается около 200); в Старообрядчестве помимо того встречаются дополнительные ограничения на мясоедение, восходящие к установлениям Ветхого Завета; в традиционных русских неправославных христианских направлениях (у духоборов, молокан, христововеров) вегетарианство было принято почти повсеместно (надо заметить, что неправославных, включая Старообрядчество, христианских верований в конце XIX века придерживалась примерно половина населения России); в разных направлениях Протестантизма на этот счет существуют различные традиции, например, вегетарианства придерживаются адвентисты седьмого дня, но
в целом протестантские учения к вегетарианству не склоняются;
МУСУЛЬМАHСТВО — традиции отношения к мясоедению близки иудейским, но несколько мягче; в теч. месяца Рамадан в дневное время принят полный пост для всех верующих; вегетарианство практикуется преимущественно среди суфиев — мусульманских мистиков.
БУДДИЗМ — Хинаяна (строгий Буддизм) мясоедение отвергает, Махаяна разрешает, но не поощряет; целиком вегетарианскими являются некоторые особые течения, например, дзэн-буддистское монашество;
ИHДУИЗМ — к вегетарианству весьма склонен; многие направления его прямо предписывают; индуисты составляют подавляющее большинство населения Индии (700 млн. жителей) — почти все они вегетарианцы;
ДЖАЙHИЗМ — предполагает строгое вегетарианство для всех своих последователей;
Источник: mydocx.ru
ВЕГЕТАРИАНСТВО И БУДДИЗМ.
Современный буддизм — система воззрений и обрядов, выработанных последователями Сиддхартхи Гаутамы (563—483 до н. э.), более известного как Будда. Титул «Будда» происходит от санскритского корня budh, что значит «знать», «осознавать» или «пробуждаться». Поэтому «Будда» означает «просветленный».
Будда достиг высочайшей степени просветления, а его милосердие простиралось на все живые существа. Он известен своей проповедью, направленной против убийства животных и провозгласил ахимсу (неприченение вреда живому) и вегетарианство необходимыми условиями духовного самосовершенствования.
Сохранилось одно древнее стихотворение, написанное самим Буддой: «Для безногих тварей есть место в моем сердце. И для тех есть место, у кого две ноги, и для тех, у кого множество ног. Пусть никогда ни одно живое существо, каково бы оно ни было, не узнает горя. Пусть никогда его не коснется зло».
Махапаринирвана Сутра: «Тот, кто ради своего блага терзает или убивает живые существа, которые также ищут блага, не обретет блага после смерти. Когда человек возымеет жалость ко всякой живой твари, тогда он будет называться святым. Тот, кто ест мясо, губит семя великого сострадания».
В «Дхаммападе», предвидя возможные отступления от его учения, Господь Будда говорит: «Найдутся глупцы, которые в будущем станут утверждать, будто я позволял есть мясную пищу и сам ел мясо, но знай же, что (…) я никому не позволял есть мясо, не позволяю сейчас и никогда не позволю в будущем, нигде, ни при каких обстоятельствах и ни в каком виде; это раз и навсегда запрещено для всех и каждого». Другой афоризм «Дхаммапады» предупреждает о пе¬чальных последствиях употребления в пищу мяса: «Тот, кто в надежде об¬рести счастье мучит или убивает другие живые существа, которые тоже стремятся к счастью, закрывает себе путь к счастью в следующей жизни».
«Махаяна», наиболее влиятельное и широко распространенное учение современного буддизма, включает в себя множество текстов, проповедующих вегетарианство как идеал. Считается, что некоторые произведения из «Махаяны» содержат подлинные высказывания Будды, например:
В «Ланкаватаре» говорится: «Во имя любви к чистоте боддхисатва («человек, достигший просветления») должен воздерживаться от поедания плоти, рожденной из крови и семени… Дабы не внушать ужас живым существам, пусть боддхисатва, который стремится развить в себе сострадание, воздерживается от мясной пищи. …Может случиться, что в будущем некоторые люди из-за пристрастия к мясу попытаются придумать сложные оправдания, чтобы добиться разрешения есть его… Но… поедание мяса в любом виде, при любых обстоятельствах, в любом месте недопустимо и должно быть навсегда запрещено… Я никому не дозволял есть мясо, не дозволяю и никогда не дозволю».
Кроме того, в «Сурангама Сутре» сказано: «Мы учимся дхьяне (медитации) и пытаемся достичь самадхи, чтобы уйти от страданий земной жизни. Но если мы сами стараемся избавиться от боли, почему же мы причиняем ее другим? Пока мы не научимся владеть собой настолько, что даже самая мысль о жестокости и убийстве станет нам ненавистна, мы не сможем сбросить оковы земной жизни… Как может ищущий, который надеется стать избавителем остальных, жить за счет плоти существ, наделенных чувствами?»
ВЕГЕТАРИАНСТВО И БУДДИЗМ.
Буддистское отношение к животным нагляднее всего проявляется в притчах Джатака, где рассказывается о прежних воплощениях Будды,— не только в человеческих телах, но и в телах животных. Традиционно эти притчи приписываются самому Будде; смысл в том, что не только Будда, но и каждый человек в одном из своих воплощений был животным. Следовательно, у каждого существа есть возможность достигнуть просветления в одном из будущих рождений, поэтому убийство животного — такое же преступление, как убийство человека.
БУДДА В ВЕДИЧЕСКИХ ПИСАНИЯХ
Огромное значение имеет тот факт, что за 2500 лет до рождения Будды его жизнь и служение были предсказаны в «Бхагавата Пуране», или «Шримад-Бхагаватам». Авторство этого текста принадлежит Вьясадеве, составителю Вед и автору их классического толкования, «Веданта Сутры».
«Шримад-Бхагаватам» содержит свод всех ведических знаний и предсказывает появление всех воплощений Бога; «Бхагаватам» перечисляет все Его воплощения — прошлые, настоящие и будущие, вместе с их ярчайшими характерными чертами и целью их появления в этом мире. Относительно Будды этот текст, которому уже пять тысяч лет, гласит:
«В начале Кали-юги воплощение Господа явится в области Гайя под именем Господа Будды, сына Анджаны, чтобы поразить демонов, которые враждебно относятся к последователям религии» (Бхаг., 1.3.24).
Следовательно, тексты подтверждают, что Будда по справедливости считается воплощением (аватарой) Верховного Господа. Далее особенно значимо слово бхавишъяти, «появится», поскольку оно указывает, что данное событие произойдет в будущем. Будда действительно явился в мир как сын Анджаны приблизительно две с половиной тысячи лет спустя.
Миссия Будды излагается в творчестве Джаядевы Госвами, признанного духовного учителя и поэта конца XII века. В известном религиозном гимне «Гита Говинда», воспевая десять известнейших воплощений Бога, Джаядева писал:
«О, мой Господь! О, Воплощенная Божественность! Слава Тебе! Ты милостиво явился в облике Господа Будды, чтобы осудить жертвоприношения, предписанные в Ведах».
Ко времени пришествия Будды ведические обряды были переосмыслены и искажены. Народы Индии забыли о главной цели Вед, о преданности Верховному Господу, и под предлогом ведических жертвоприношений устраивали массовые убийства животных. Тайное значение таких жертв передавалось из поколения в поколение в особых династиях посвященных, и только тот, кто обучался у одного из законных представителей такой ученической преемственности, мог достичь полного и совершенного понимания Вед.
В эпоху, когда родился Будда, обладатели истинного знания почти исчезли, и бездумное убийство животных и поедание их плоти стало религиозным обрядом невежественных приверженцев ведических учений. Заповеди Будды положили конец массовому истреблению живых существ, и подлинный индийский буддизм до сих пор знаменит своей установкой на мирный образ жизни и уважение ко всему сущему.
Источник: vedantayoga.ru