Лев толстой был вегетарианцем

Толчком к тому, чтобы стать убежденным вегетарианцем, послужил случай, когда Толстой явился невольным свидетелем того, как резали свинью. Зрелище...

С этого момента в ряде своих работ писатель развивает мысль о том, что этический, нравственный смысл вегетарианства заключается в недопустимости любого насилия. Он говорит о том, что в человеческом обществе насилие будет царить до тех пор, пока не прекратится насилие над животными. В течение последних 25 лет своей жизни Толстой активно пропагандировал идеи вегетарианства в России. Он способствовал развитию журнала «Вегетарианство», в который писал свои статьи, поддерживал публикации различных материалов о вегетарианстве в прессе, приветствовал открытие вегетарианских трактиров, гостиниц, являлся почетным членом многочисленных вегетарианских обществ.

Л Н Толстой Вегетарианство

Однако, по мнению Толстого, вегетарианство — это только одна из составляющих человеческой этики и нравственности. Нравственное и духовное совершенствование возможно лишь при условии, если человек откажется от огромного количества различных прихотей, которыми он подчиняет свою жизнь. К таким прихотям Толстой относил прежде всего праздность и обжорство.

В его дневнике появилась запись о намерении написать книгу «Жранье». В ней он хотел выразить мысль о том, что неумеренность во всем, в том числе в еде, означает отсутствие бережного отношения к тому, что нас окружает. Следствием этого является чувство агрессии по отношению к природе, к себе подобным — ко всему живому. Если бы люди не были так агрессивны, считает Толстой, и не уничтожали то, что дает им жизнь, в мире воцарилась бы полная гармония.

Цитаты Льва Толстого о вегетарианстве:

Вегетарианство, провозглашенное еще в самые древние времена, долго лежало под спудом, но в наше время оно с каждым годом и часом захватывает все больше и больше людей, и скоро наступит время, когда одновременно кончатся: охота, вивисекция и, главное, убийство для удовлетворения вкуса.

Человек выше животных, не потому что может мучить их, а потому, что он способен жалеть их.

А жалеет человек животных потому, что чувствует, что в них живет то же, что живет в нем.

Можно отучить себя от жалости даже к людям, и можно приучить себя к жалости даже к насекомым. Чем больше в человеке жалости, тем лучше для его души.

Отгоняй от себя все то, что мешает тебе видеть свою связь со всем живым.

Убийство и поедание животных происходит, главное, оттого, что людей уверили в том, что животные предназначены Богом на пользование людям и что нет ничего дурного в убийстве животных. Но это неправда. В каких бы книгах ни было написано то, что не грех убивать животных, в сердцах всех нас написано яснее, чем в книгах, что животное надо жалеть так же, как и человека, и мы все знаем это, если не заглушаем в себе совести.

Не смущайтесь тем, что при вашем отказе от мясной пищи все ваши близкие домашние нападут на вас, будут осуждать вас, смеяться над вами. Если бы мясоедение было безразличное дело, мясоеды не нападали бы на вегетарианство; они раздражаются потому, что в наше время уже сознают свой грех, но не в силах еще освободиться от него.

Лев Толстой. Круг чтения. О вегетарианстве.

Ayurveda_UA

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЫ О ЗДОРОВЬЕ ПО АЮРВЕДЕ

Первый Телеграм канал на украинском языке о здоровом образе жизни с помощью Аюрведы и других восточных медицинских систем. Самая выборочная и полезная, интересная и актуальная информация для достижения идеального здоровья.

Ayurveda_Portal

Наш второй, международный русскоязычный Телеграм-канал для любителей аюрведы всего мира. Двуязычным согражданам рекомендуем подписаться на оба канала.

Вы узнаете много интересного и полезного : статьи, видео, интервью, афоризмы, рекомендации, рецепты вегетарианской кухни, и все то, что поможет вам получить проверенные тысячелетние знания о психическом и физическом здоровье человека.

Аюрведа – древнейшая наука не только о том, как жить без болезней, но и о том, как стать эффективным и счастливым. Уникальное знание себя, работы тела, которое полезно для вас. Наверное, самая важная информация в нашей жизни.

Переходите по ссылкам, знакомьтесь с секретами аюрведы. Обязательно подписывайтесь, будьте здоровы и счастливы, дорогие друзья!

Источник: rosa-tv.com

Родство с Пушкиным, азартные игры и нелюбовь к «Войне и миру»: любопытные факты о Льве Толстом

В 1828 году родился всемирно известный русский писатель и мыслитель – Лев Николаевич Толстой. Жизнь этого человека полна загадок и секретов. Предлагаем узнать несколько интересных фактов!

Елизавета Смирнова

Родство с Пушкиным, азартные игры и нелюбовь к «Войне и миру»: любопытные факты о Льве Толстом

Wikipedia Commons

Родственник Пушкина

Лев Николаевич Толстой приходился дальним родственником величайшему поэту России Александру Сергеевичу Пушкину. Их связывает общий предок – адмирал Иван Михайлович Головин. И как же? Прабабушка Пушкина и прабабушка матери Льва Толстого были сестрами! В итоге получается, что Лев Толстой является четвероюродным внучатым племянником А. С. Пушкина.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Wikipedia Commons

Азартный картежник

Образ великого писателя никак не вяжется с таким интересом. Однако Толстой настолько был увлечен карточными мастями, что не мог остановиться. Но удача не всегда была на его стороне. Поэтому, чтобы расплатиться с долгами, он вынужден был продать часть своего имущества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Книги для детей

Помимо всем известных серьезных литературных творений, Лев Толстой писал книги для детей. Например:

  • Три медведя;
  • О животных и птицах;
  • Лев и собачка;
  • Море;
  • Лозина.

Семья Толстого в 1892 г. (слева направо: Михаил, Л. Н. Толстой, Иван, Лев, Александра, Андрей, Татьяна, жена Софья, Мария) Wikipedia Commons

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Недовольство произведением «Вoйна и мир»

Спустя несколько лет после выхода романа он написал своему другу, русскому поэту Афанасию Фету, следующие строки: «Как я счастлив. Я никогда больше не напишу ерунду из большого числа слов вроде «Вoйна и мир».

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Wikipedia Commons
Интересно: свое легендарное произведение он переписывал 8 раз.

Вегетарианство

Примерно к 50 годам писатель решил твердо отказаться от пищи животного происхождения. После чего написал очень влиятельный очерк «Первая ступень», в котором называет вегетарианство первым этапом нравственного возрождения.

Ясная Поляна, где писатель прожил большую часть своей жизни Wikipedia Commons
Загрузка статьи.

Источник: www.techinsider.ru

Граф Толстой и «жранье»

Граф Толстой и «жранье»

В церковной и светской среде рубежа еков Льва Толстого считали бунтарем, невзирая на его выдающиеся заслуги перед русской и мировой литературой.

Привычки и взгляды классика литературы и впрямь разнились с общепринятыми, что особенно ярко было заметно в последние годы жизни писателя. Ясная Поляна превратилась в каком-то смысле в полигон новой нравственности. Удивлял Толстой строгим отношением к себе и в молодости, что выражалось, прежде всего, в том, что он стал убежденным вегетарианцем.

«Вегетарианство? Что тут такого! У всех великих свои причуды, — поспешит возразить среднестатистический обыватель, — разве их поймешь?» Однако вегетарианство Толстого — это нечто особое, достойное внимания.

Ромен Роллан в своей книге «Жизнь Толстого» пишет, как однажды девятнадцатилетний Лев познакомился в казанском госпитале с одним буддийским ламой, от которого впервые узнал об ахимсе, ненасилии, как основополагающем принципе всех религий.

Сам Роллан придает большое значение этому факту, хотя, если вспомнить противоречивые, порой до сумасбродства, поступки молодого писателя, умевшего, по наблюдениям современников, извлекать максимальное удовольствие из жизни, то его ранний интерес к восточной мудрости все же не выходил за рамки обычной любознательности, отличавшей Толстого.

Еще в возрасте двадцати пяти лет Лев Николаевич в число правил, «коими стоит руководствоваться в жизни», на первый план поставил воздержание в «пище и питие». Впрочем, в то время подобные мысли не были столь глубокими. Первые опыты строгой диеты Толстой поставил над собой только двенадцать лет спустя.

В дневниках 1865 года он пишет:

«Шесть дней я стараюсь есть как можно меньше, так что чувствую голод. Не пью ничего, кроме воды с полрюмкой вина и шесть дней я совершенно другой человек — я свеж, весел, голова ясна, я работаю, — пишу по 5 и 6 часов».

Примерно в конце семидесятых годов прошлого столетия Толстой становится убежденным вегетарианцем и говорит о «духовном возрождении», которое наблюдает в себе.

«Мое питание состоит главным образом из горячей овсяной каши, которую я ем два раза в день с пшеничным хлебом. Кроме того, за обедом я ем щи или картофельный суп, гречневую кашу или картофель вареный или жареный на подсолнечном или горчичном масле и компот из чернослива и яблок. Здоровье мое не только не пострадало, но и значительно улучшилось с тех пор. Я отказался от молока, масла, яиц, сахара, чая и кофе». Также он отказался и от рыбы, о чем сообщал любопытствующим корреспондентам.

Парируя доводы близких, что вегетарианство якобы может неблагоприятно сказаться на его здоровье, Толстой прибегал к веским аргументам этического и духовного характера, объясняя свое поведение следующим образом: «Для человека, живущего для души, разрушение тела есть только освобождение». Он объяснял, что тела всех людей разрушаются с рождения, но для тех, которые «чтут себя телом, а не вечной душой», страдания будут гораздо сильнее.

Несмотря на страхи родственников, доктор, наблюдавший за писателем несколько лет подряд, отмечал значительное улучшение его здоровья и рекомендовал Льву Николаевичу продолжать практиковать вегетарианство.

Этот аргумент возымел более сильное воздействие на окружение писателя и того оставили, наконец, в покое. Единственным человеком, не желавшим смириться с опытами графа, была его супруга.

В дневнике Софьи Андреевны (1887 год) читаем: «Уже неделя, как он опять вегетарианец, и это уже сказывается на его расположении духа. Он сегодня нарочно при мне заговаривает о зле денег и состояния, намекая на мое желание сохранить его для детей». Интересно, что в таких случаях разногласий с женой Толстой сравнивал ее с ложкой, которая хоть и в супе, но никогда не узнает его вкуса.

Вскоре к Толстому присоединились его дочери. Татьяна Львовна составила сборник «Двести пятьдесят мыслей и изречений философов, поэтов и ученых о воздержании и вегетарианстве».

Мария Львовна помогала переводить с английского на русский книгу Уильямса «Этика пищи», в которую вошли жизнеописания и афоризмы выдающихся мыслителей разных эпох — Пифагора, Сенеки, Мильтона, Шиллера, Байрона. Свояченица Толстого Татьяна Андреевна Кузьминская составила книгу «Вегетарианский стол» с рецептами блюд. Льву Николаевичу особенно импонировала идея Эпикура о том, что главный опустошитель земли и всех морей — это желудок. Книга Уильямса с пометками, сделанными рукой Толстого, до сих пор хранится в личной библиотеке писателя.

Софья Андреевна, хотя и не была в восторге от вегетарианских убеждений своего супруга, с верностью следила за тем, чтобы вегетарианская пища была достаточно калорийной и вкусной. В библиотеке Толстого есть немало книг с рецептами вегетарианской кухни, в которых встречаются ее пометки.

Граф Толстой знал, что слывет «белой вороной», и не скрывал своей неприязни к элите с ее рабской привязанностью к плотским утехам. У него появилась идея написать книгу под названием «Жранье». Такое название может показаться несколько грубоватым, но зато оно лаконично выражает отношение Толстого к правящему сословию.

В этой книге он написал о том, что обычный день людей его круга начинается с каких-то совершенно безумных вещей — халата, туфель, щеток, а для женщин еще хуже — корсета, прически, всевозможных украшений, тесемочек, ленточек, завязочек, шпилек, булавок… Но вот приходит время завтракать, и устраивается совещание с поваром. За общим обсуждением следует заказ совершенно особенных утонченных блюд. И задействуется целая армия людей, чтобы тщательно приготовить кушанье и празднично убрать стол.

— Зачем все это? — сокрушенно вопрошает Толстой. И сам же отвечает:

«А там и весь день, — сетует дальше мыслитель, — проводится так, чтобы думать как можно меньше о работе и возможно больше об удовлетворении плоти. И никому из этих «добрых и нравственных» людей не приходит на ум подсчитать те средства, ту массу труда, которая была затрачена на то, чтоб они, в конце концов, удовлетворили свою плоть».

У всякого человека, осознавшего это, немедленно должно возникнуть желание изменить свою жизнь и все свои привычки. Лев Николаевич скептически отмечает, что утонченная еда отличается от обжорства только названием, а результат один — очень полное тело, висящие подбородки и шея, выпяченный живот. В новомодных гостиных, пышных салонах, за столом главным образом обсуждается еда. Могут ли на первом плане в этом случае стоять истинно духовные интересы? «Ночная бабочка летит в огонь лампы, не зная боли ожога, и рыба глотает червяка на удочке, не зная опасности, а вот мы не расстаемся с чувственными наслаждениями, хотя отлично знаем, что они опутаны сетью безрассудства. Увы… Такова его бездонная глубина».

Разоблачая порок чревоугодия, Толстой дает и совет — нужно воздержание: «Чем больше человек научится подчиняться этому, тем дороже ему будут духовные интересы жизни, и тем скорее он из материального превратится в радостное духовное существо».

Итак, вегетарианство не было для Толстого только залогом крепкого здоровья, эликсиром молодости или панацеей от болезней. Решающим фактором в этом «увлечении» Льва Николаевича было его знакомство с Индией — единственной страной с тысячелетними вегетарианскими традициями и ее священными писаниями. Именно в ведической литературе Толстой черпал подтверждение своим идеям.

Этический кодекс индусов, не приветствовавший убийство животных, утверждавший любовь к ближнему, ненасилие, отрешенность от материального и необходимость познания собственной души, оказался созвучным его мыслям. В 1891 г. он пишет статью «Первая ступень», потрясшую многих интеллектуалов того времени. Работая над статьей, Толстой посетил тульскую бойню. Увиденные там жестокие, кровавые сцены убийства животных он описал с такой силой, что потрясенный читатель не мог не устыдится своей сопричастности к этим убийствам. «Я понял, — восклицает он, — в чем мое благо, и больше уже не могу делать то, что лишает меня блага!»

Вегетарианство было лишь начальной ступенькой длинной этической лестницы, по которой поднимался писатель. «Во всех нравственных учениях, — писал он, — устанавливается та лестница, которая, как говорит китайская мудрость, стоит от земли до неба и на которую восхождение не может происходить иначе, как с низшей ступени».

Источник: www.krishna.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...